Принято считать, что взрослые пьют от безысходности. Но отчего пьют дети?
В Пермском крае заболеваемость детей алкоголизмом и алкогольным психозом в два-три раза выше среднероссийских показателей. В 2005 году диагноз «алкоголизм» поставлен 137 подросткам и «алкогольный психоз» — 8 подросткам. Среди алкоголиков оказалось семеро детей, которым еще не исполнилось 15 лет. При этом реальное количество несовершеннолетних, имеющих зависимость от алкоголя, значительно выше.
Хотите пива? Пожалуйста!
Специалисты считают, что одна из главных причин пагубной привычки — доступность для детей и подростков алкогольной продукции. Законодательный запрет ее продажи несовершеннолетним повсеместно нарушается. Яркое тому доказательство — прошлогодняя акция Пермской гражданской палаты, в ходе которой дети пытались приобрести водку, вино, пиво и алкогольные коктейли. В июле в 23 случаях из 31, алкоголь и табак были проданы подросткам без особых преград. В ноябре в 39 из 57 магазинов аналогичные попытки также закончились успешно. Причем закон нарушали не только продавцы торговых палаток и киосков, но и специализированных алкогольных магазинов и супермаркетов.
После акции специалисты палаты разослали свыше 150 писем с обращением к руководителям продовольственных и специализированных алкогольных магазинов города с просьбой ужесточить контроль за исполнением законодательства. Откликнулись только крупные супермаркеты. Теперь в этих торговых точках детям приобрести водку или пиво куда труднее, чем раньше. Казалось бы, проблема решена. Но не все так просто.
— Редкий случай, когда продавцы интересуются возрастом юных покупателей: «Вам точно есть 18?», и, услышав «Точно!», без зазрения совести отбивают чек, — рассказывает Александра Анохина, координатор акции гражданского контроля. — Лишь изредка продавцы отказываются отпускать подросткам водку, а вот пиво — пожалуйста. И ладно бы, если безалкогольное, но нет, классическое — будто сок вишневый продают. Потому что никто это явление не порицает. Проверки бывают редко, еще реже — административные наказания. Кроме этого, менеджмент магазинов не ориентирован на формирование у персонала установки — деловая репутация важнее прибыли.
Пьяному подростку — море по колено
Иногда для того, чтобы ребенок попробовал алкоголь, достаточно одной телевизионной передачи. Например, с участием «звезды», которая за кружечкой пива рассказывают о своих жизненных успехах. Дети не понимают, что «звезды» добились известности не из-за алкоголя, а благодаря своему уму, таланту и воле к победе.
Насмотревшись на это, подросток думает: «Ничего страшного, если я немного выпью. Другие тоже пьют — и всего добиваются». Потом пива становится мало, растет агрессия. Постепенно они переходят на более крепкие напитки.
— В среднем в Прикамье более 20% подростков в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. В Гайнском районе — свыше 45%, Косинском, Карагайском и Большесосновском — более 34%, — рассказывает Татьяна Шуваева, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края. — Как правило, пьяными подростками совершаются особо тяжкие преступления. В 2005 году от рук несовершеннолетних погибли 128 человек. И почти во всех случаях виновный находился в состоянии опьянения либо хотел достать деньги на выпивку. Казалось бы, по закону необходимо привлечь за продажу спиртных напитков несовершеннолетним к административной ответственности. Но органы внутренних дел в прошлом году привлекли лишь 246 таких продавцов, в первом квартале 2006 года — только 65.
Пить научили родители
Часто главной причиной употребления алкогольных напитков становятся сами родители. Сначала они предлагают детям попробовать, иногда просто заставляют выпить за компанию. Милиция практически перестала заниматься выявлением таких преступлений, а ведь в области таких случаев масса. Если в 2002 году за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и пива в отношении взрослых было возбуждено 54 уголовных дела, в прошлом году — всего 11. А к административной ответственности за спаивание несовершеннолетних в 2004 году привлечено 769 взрослых, а в 2005-м — 555. Закон в этом вопросе не совершенен — совместное распитие спиртных напитков вместе с несовершеннолетними само по себе преступлением не является. Отсюда и вся сложность привлечения к ответственности нерадивых родителей и их друзей.
— Но самое главное, что доверие подростков потеряли врачи, — продолжает Татьяна Шуваева. — Факт оказания ребенку медицинской помощи в связи с употреблением им алкоголя, а тем более установленный диагноз — это врачебная тайна. Без согласия подростка об этом нельзя сообщать в органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних, а тем более — в школу. Но такое происходит повсеместно, существуют даже списки, которые эти органы сверяют между собой.
В Березниках и в Осинском районе списки обратившихся за медицинской помощью подростков, имеющих проблемы с алкоголем, регулярно передаются в органы внутренних дел. Страх подростков и родителей, что о проблеме станет известно милиции и другим органам, не способствует росту числа желающих добровольно пройти курс лечения от алкогольной зависимости.
Частенько не соблюдается и такое условие торговли алкогольной продукцией: расстояние до детских и учебных учреждений должно составлять в городах не менее 100 метров и не менее 50 метров — в районных центрах. Но вот руководство Березниковского строительного техникума с этим правилом не согласно. Магазин, где можно купить алкоголь, находится прямо в спортивном зале учебного заведения. А потом удивляемся: отчего это наши дети спиваются?!