Криминальная субкультура. Есть ли она в школе?
Зайдите, например, в туалет школы, в некоторые ее классы и вы увидите исчерпывающие сведения о том, «кто есть кто»: Коля Ветров - «плебей». Толя Семенов - «бык», Сережа Круглов - «пацан», а Веня Астахов - «чушка» и т. д. Думаю многие видели эти и другие «шедевры» настенной, «напартной» и «назаборной» печати или татуировки ребят, слышали, как они обращаются друг к другу не по имени, а по кличкам, говорят друг с другом на своем «языке».
Непосвященный человек не обратит на это внимание. Подумаешь, детские шалости. Но чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка. Может быть даже уже действуют криминогенные сообщества со своими нормами, ценностями и атрибутами. В науке это называется асоциальной или криминогенной субкультурой (Суб - Лат. Sub-под. Первая составная часть слов, обозначающая: 1) расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо; 2) подчиненный, подначальный; 3) не основной, не главный (см. Словарь иностранных слов — М., 1979. С. 488)). Следовательно, любая субкультура — это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от нее. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре.
В социологии термин «субкультура» используется давно, но об асоциальной и, тем более, криминальной субкультуре в нашем обществе заговорили совсем недавно.
Наверное каждый согласится, что нельзя совершить преступление, насилие ни с того ни с сего.
Часто предварительно вынашиваются планы, выдвигаются цели. Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры. Без этого невозможно существование.
Криминальная субкультура — объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить первичные стереотипы нашего мышления при изучении подростковой и молодежной преступности, понять внутренние законы воспроизводства преступности подростков и молодежи в обществе, наконец, осознать, что дедовщина в школе есть и процветает.
Многие могут сказать: «Ну хорошо, специалистам, например, работникам правоохранительных органов, спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний, следственных изоляторов или приемников распределителей знания о механизмах возникновения и закономерностях функционирования криминальной субкультуры необходимы. Но зачем они учителям, классным руководителям общеобразовательных школ, всем нам? Для того, чтобы увидеть раннюю стадию «сорняков культуры», осознать их опасность и понять, как с ними бороться.
Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры, асоциальным и криминальным содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря своему эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известным подросткам и молодежи и получивших на их жаргоне название «тусовки».
В школе существуют криминальные сообщества подростков и молодежи, неотягощенные преступными традициями, создающих свои нормы, ценности, исходя из потребностей сегодняшнего дня.
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. В условиях всеобщей неудовлетворенности жизнью приобщение к криминальной субкультуре проходит сравнительно быстро и является способом компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПУ, армии, трудовом коллективе.
Что же такое дедовщина?
Суть «дедовщины» заключается в постепенном превращении «чужого» (новичка), вступающего в данное сообщество в «своего». При «дедовщине» главный критерий такого превращения из «чужого» в «своего» - это срок нахождения лица в данном сообществе: в армии - это год службы, в ПУ - это год обучения (курс), в исправительных заведениях - срок отбытого наказания, в детских домах и интернатах — время прожитое в данном учреждении. Обычно превращение «чужого» в «своего» в любых системах и учреждениях с ограниченным сроком происходит по «отбытии» половины этого «срока». Так, в армии «своим» становится солдат отслуживший год, после перехода в категорию «черпак», в ПУ учащийся становится «своим» на втором курсе обучения. Совсем «своим» становится лицо, когда в армии оно прослужило больше половины срока, точнее срока службы и получает наименование «дедок». «Дедок» еще не «дед», но уже и не «черпак», «дедом» он станет несколько позже. В ПУ совсем «своим» становится учащийся на третьем году обучения.
Градация «на «свой» — «чужой» в некоторых ситуациях очень подвижная и может изменяться, если данному сообществу угрожает вторжение абсолютно «чужих». Тогда и солдат первого года службы и учащийся 1 курса обучения в ПУ будут для «дедов» данного подразделения или общежития «совсем своими».
Это превращение «чужого» в «своего» сопровождается самой изощренной системой жестких испытаний (издевательств, унижений, избиений, поборов, выполнением «тяжелой» и «грязной» работы за «дедов». Разные люди по-разному проходят эти испытания. Одни быстрее становятся «своими», занимая существующую позицию в общности. Их статус достаточно высокий, другие, неудачно прошедшие испытания («прописку»), отбрасываются вниз, в число отверженных. Такое расслоение подростков и юношей на первом этапе вхождения в группу (в новое сообщество) зависит от ряда факторов: умения личности постоять за себя, проявления воли, сообразительности, находчивости, изворотливости; наличие в данном сообществе из числа стариков (дедов) лиц, которые знают и могут поручиться за новичка; отсутствие сведений из личной биографии, дискредитирующих данного учащегося и др.
Анализ литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что сложившимися элементами дедовщины являются: деление людей на «своих» и «чужих», прописка, употребление алкоголя, жесткое определение статуса личности, самоуправство (избиение, унижение новичков), постановка должников на счетчик, поборы (вещевые, продуктовые, денежные), принуждение делать за себя работу, азартные игры, наличие общих девочек. Дедовщина есть везде, где есть разница в возрасте или сроках пребывания в данном учреждении. В данном случае она является своеобразной сердцевиной субкультуры, служит одним из психологических механизмов криминализации общежитейской субкультуры.
Дедовщина зиждется на разнице возрастов новичков и «дедов». Еще Я. Корчак отмечал эту особенность: «Я убедился, что среди детей существует целая иерархия, где старший имеет право помыкать ребенком моложе его на два года (или хотя бы не считаться с ним), что самоуправство точно варируется от возрастов воспитанников».
Таким образом, дедовщина имеет психологический механизм воспроизводства: пережитое в прошлом унижение, когда учащийся был новичком в данном сообществе, и стремление взять реванш за эти унижения. При этом каждое новое поколение «дедов» старается вносить что-то новое в дедовщину: новые способы унижения, издевательств, поборов, притеснений новичков.
Обязательным элементом дедовщины является особое проведение досуга связанное с употреблением алкоголя и общими девочками, посещение дискотек, азартные игры. Новичков заставляют покупать алкоголь или платить, так называемый «алкогольный налог», новички не имеют права дружить с девочкой, если она приглянулась кому-то из «старичков».
Вместе с тем, употребление наркотиков не является элементом дедовщины. Возникновение группы наркоманов - это самостоятельная проблема общежития. Группирование там идет на другой основе — пристрастия к наркотикам. Поэтому группа наркоманов может объединять учащихся разных возрастов. Хотя в самой группе наркоманов есть своя строгая иерархия.
а вы что думаете по этому поводу? У вас такое было в школе?